О ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ
«Распущенность мысли погибнуть должна»5
Мысль как тонкоматериальное образование, обладающая определенной энергией, рассматривается сегодня многими учеными как факт. О значении и мощи мысли говорилось в различных источниках и духовных учениях еще в древние времена. Однако и поныне большинство людей не чувствуют ответственности за свои мысли.
Осознание красоты мысли породит прекрасные действия и преобразит жизнь.
Культура мышления - понятие, включающее в себя многие составляющие мыслительной деятельности. И это не только уровень развития памяти и внимания, но также наблюдательность, четкость, широта и быстрота мышления, синтетичность, оригинальность, краткость, последовательность и др. Важнейшим элементом качества мышления, его культуры является направленность мысли: мысль светлая, направленная не к личной выгоде, но к Общему благу - есть крыло прогресса, есть чистая мысль.
Упорядоченность мыслей в большой степени обеспечивает продуктивность мышления. С точки зрения ученых-психологов, мышление есть процесс поиска решения проблемы, искание и открытие нового (в отличие от так называемого «думанья»).
Продуктивности мышления противостоит хаотичность, неорганизованность мыслей:
– «расплываться мыслей по древу»;
– «начинать за здравие, а кончать за упокой»;
– перескакивать с темы на тему;
– путать местами причины и следствия и т. д.
Безобразные мысли не могут породить прекрасного действия.
Умение проводить анализ, делать сравнение, осуществлять контроль над своими мыслями – атрибуты правильного и красивого мышления.
Важнейшим элементом культуры мышления является мировоззренческий аспект.
Согласно древним учениям и современным исследованиям ученых, человек является частью одухотворённой энергетической системы мироздания и развивается по законам, внутренне присущим этой системе.
Знания, основанные на духовных, или космических законах жизни, порождают чувство ответственности каждого за свою деятельность, в том числе и мыслительную. Они закладывают базу для нового планетарного мышления, для формирования нового сознания и мировоззрения. Овладение этими знаниями способствует формированию культуры мышления и личной культуры человека в целом.
В данном контексте необходимо отметить следующее.
Учитывая взаимосвязь понятий «мысли» и «чувства», формирующих, наряду с волевой сферой, сознание человека («...основа мысли есть чувство, и основа чувства есть мысль. Так же как электричество и магнитная сила...»6 ), чувство ответственности становится необходимым признаком культуры мышления.
Насколько устремление сознания к Общему благу превалирует над обывательским мышлением, настолько можно говорить о качестве мышления и культуре человека вообще.
Культура мысли есть венец человеческого существования.
«Истинная культура мысли растёт культурою духа и сердца. Лишь такое сочетание даёт тот великий синтез, без которого невозможно постичь всё величие, всё многообразие и сложность узора жизни»7
Следовательно, для достижения высокого уровня личной культуры каждый должен позаботиться также и о воспитании собственного мышления через призму Красоты и Нравственности.
Итак, этико-эстетической основой Культуры является воспитание культуры чувств и культуры мышления, являющихся фундаментом формирования и отдельной личности, и Культуры общества в целом