Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность"
бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует
силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных
влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал
Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой
психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом
смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания
бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там
где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая деятельность
была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного
человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в
реальной жизни.
Фрейд определяет бессознаетльное как несловесное; оно превращается
в предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством
соединения с соответствующими словесными представлениями.
Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения
бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося
коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро
так называемых "первичных влечений".
Заключение
Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники
бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю"
психики. Значение концепции бессознательного для познания человека
состоит в проникновении в его бытие на большую глубину, чем классическое
сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное познание и как
представление. Наш мир представлений, как и каждый из его элементов,
доступен для восприятия лишь посредством инстанции, несводимой к нему,
- сферы побуждений, желаний, потребности, действия, труда, придающих ему
форму: эта форма предшествует формам мысли, и мысль может воспринять ее
лишь задним числом. Поэтому результаты наших размышлений об аффекте,
побуждениях и т.д. нисколько не ведут нас к отрыву от мира, где живут
люди, но напротив, заставляют нас вернуться к его корням, чтобы выявить
действительно движущую силу природы, подлинный разум.