Теория Фрейда о бессознательном.
Зигмунд Фрейд
Фрейд, Зигмунд (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии,
знаменитый ученый, автор нового психологического учения о
бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду
Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические
взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию,
этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в. Впервые Фрейд
заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить
систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца
жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в
которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции,
дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни»
(1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и
анализ человеческого "Я"» (1921). Постепенно его идеи приобретали
признание, в 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его
теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие
языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок его почитателей и
последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк,
К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене, его
филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение
расширяется, приобретая все большее количество сторонников. В то же
время Фрейд становится все более ортодоксальным и догматичным в своих
взглядах, он не терпит ни малейших отклонений от своей концепции,
пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых
положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с
окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а
потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей —
Адлера, Юнга, Ранка.
По мере роста известности Фрейда росло и количество критических
работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его
книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда
становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные
психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и
фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать
в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции
и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им
мир, уже полностью открытый для толкований и критики. Учение Фрейда,
выводящее наиболее сложные и ценные формы психической жизни из
бессознательных инстинктов, главным образом из полового, имело большой
успех в кругах молодых ученых, но зато вызвало бурю негодования среди
блюстителей общепринятой буржуазной морали, которые сочли непристойным
такое выдвигание на первый план полового влечения и поспешили объявить
фрейдизм учением "безобразным в эстетическом отношении и презренным и
опасным в отношении моральном".
Понятие бессознательного
Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это
бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище
примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые
настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область
бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше
повседневное функционирование .
Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность,
его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций.
Для Платона признание существования бессознательного послужило основой
создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть
в недрах психики человека. Будучи знаком с философскими идеями Платона,
Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о
бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления
Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.
Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения
возможности существования неосознанных представлений, находит свое
отражение и в философии Канта (1724-1804). Фрейд неоднократно ссылается
на Канта в своих работах. Текстологический анализ показывает, что
основатель психоанализа был знаком не только с кантовской «Антропологией
с прагматической точки зрения», но и с другими произведениями немецкого
философа. Во многих случаях Фрейд не только разделяет философские идеи
Канта, но и апеллирует к его авторитету, когда речь заходит об
обосновании своих психоаналитических концепций. Особенно это касается
проблемы бессознательного.
Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во
многих философских работах XIX в. в этот период намечается и
осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой
классической философии к иррационалистическому пониманию бытия человека
в мире.
На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние
философия Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной
степени предопределили различные психоаналитические концепции, в том
числе и фрейдовские представления о бессознательном. Разумеется, между
психоаналитическим учением Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нет
абсолютного тождества. У Шопенгауэра бессознательное изначально
онтологично: - «мировая воля» – первопричина всего сущего. Ницше в
известной степени разделяет эту точку зрения, но большее внимание
акцентирует на рассмотрении бессознательного, как оно функционирует в
глубинах человеческого существа. Для Фрейда же бессознательное – это
прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее осмыслению
лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию
сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он
этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой
психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания