ГлавнаяРегистрацияВход Ё-бург style
Суббота, 11.01.2025, 01.16.59
Форма входа
Меню сайта

Сервисы он-лайн
Бесплатная отправка SMS
    
  

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

  

Теория Фрейда о бессознательном.

 

Зигмунд Фрейд

 

      Фрейд, Зигмунд (1856  -  1939)  -  венский  профессор  психиатрии,

знаменитый   ученый,   автор   нового    психологического    учения    о

бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду

Фрейду  принадлежит  особое  место.  Психологические  и  социологические

взгляды Фрейда оказали значительное влияние  на  искусство,  социологию,

этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в. Впервые  Фрейд

заговорил о психоанализе в 1896  году,  а  в  1897  он  начал  проводить

систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до  конца

жизни. В 1900  году  появилась  его  книга  «Толкование  сновидений»,  в

которой он впервые  опубликовал  важнейшие  положения  своей  концепции,

дополненные в его последующих книгах  «Психопатология  обыденной  жизни»

(1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и  табу»  (1913),  «Психология  масс  и

анализ  человеческого  "Я"»  (1921).  Постепенно  его  идеи  приобретали

признание, в 1910 году его приглашают читать лекции в Америке,  где  его

теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие

языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок  его  почитателей  и

последователей, в который  входят  К.Юнг,  А.Адлер,  Ш.Ференчи,  О.Ранк,

К.Абрахам. После организации психоаналитического общества  в  Вене,  его

филиалы  открываются   во   всем   мире,   психоаналитическое   движение

расширяется, приобретая все большее  количество  сторонников.  В  то  же

время Фрейд становится все более ортодоксальным и  догматичным  в  своих

взглядах, он не  терпит  ни  малейших  отклонений  от  своей  концепции,

пресекая все попытки  самостоятельной  разработки  и  анализа  некоторых

положений психотерапии или  структуры  личности,  ее  взаимоотношений  с

окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к  отдалению,  а

потом и к разрыву с  Фрейдом  самых  талантливых  его  последователей 

Адлера, Юнга, Ранка.

    По мере роста известности Фрейда  росло  и  количество  критических

работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли  его

книги  в  Берлине.  После  захвата  немцами  Австрии  положение   Фрейда

становится   опасным,   он   подвергается   преследованиям.   Зарубежные

психоаналитические  общества  собирают  значительную   сумму   денег   и

фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение  уехать

в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции

и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после  себя  созданный  им

мир, уже полностью открытый для толкований  и  критики.  Учение  Фрейда,

выводящее  наиболее  сложные  и  ценные  формы  психической   жизни   из

бессознательных инстинктов, главным образом из полового,  имело  большой

успех в кругах молодых ученых, но зато вызвало  бурю  негодования  среди

блюстителей общепринятой буржуазной морали, которые  сочли  непристойным

такое выдвигание на первый план полового влечения и  поспешили  объявить

фрейдизм учением "безобразным в эстетическом отношении  и  презренным  и

опасным в отношении моральном".

 

 

 

                          Понятие бессознательного

 

 

    Самая глубокая и значительная область человеческого  разума    это

бессознательное.   Бессознательное    представляет    собой    хранилище

примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые

настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены  в  область

бессознательного. Неосознаваемый  материал  во  многом  определяет  наше

повседневное функционирование .

    Изучение феномена  бессознательного уходит  в  глубокую  древность,

его признавали в своей практике врачеватели  самых  ранних  цивилизаций.

Для Платона признание существования бессознательного  послужило  основой

создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что  есть

в недрах психики человека. Будучи знаком с философскими идеями  Платона,

Фрейд,  несомненно,   почерпнул   оттуда   некоторые   представления   о

бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления

Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.

 

    Проблема  бессознательного,   облаченная   в   форму   рассмотрения

возможности  существования  неосознанных  представлений,  находит   свое

отражение и в философии Канта (1724-1804).  Фрейд неоднократно ссылается

на Канта  в  своих  работах.  Текстологический  анализ  показывает,  что

основатель психоанализа был знаком не только с кантовской «Антропологией

с прагматической точки зрения», но и с другими произведениями  немецкого

философа.  Во многих случаях Фрейд не только разделяет философские  идеи

Канта,  но  и  апеллирует  к  его  авторитету,  когда  речь  заходит  об

обосновании своих психоаналитических концепций.  Особенно  это  касается

проблемы бессознательного.

    Размышления о проблеме  бессознательного  заняли  важное  место  во

многих  философских  работах  XIX  в.  в  этот   период   намечается   и

осуществляется поворот от  рационализма  эпохи  Просвещения  и  немецкой

классической философии к иррационалистическому пониманию бытия  человека

в мире.

    На формирование психоаналитического учения Фрейда  оказала  влияние

философия Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной

степени предопределили различные  психоаналитические  концепции,  в  том

числе и фрейдовские представления о бессознательном.  Разумеется,  между

психоаналитическим учением Фрейда и философией Шопенгауэра и  Ницше  нет

абсолютного  тождества.   У   Шопенгауэра   бессознательное   изначально

онтологично: - «мировая воля»    первопричина  всего  сущего.  Ницше  в

известной степени  разделяет  эту  точку  зрения,  но  большее  внимание

акцентирует на рассмотрении бессознательного, как  оно  функционирует  в

глубинах человеческого существа. Для Фрейда  же  бессознательное    это

прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее  осмыслению

лишь в связи с человеком. В отличие от  других,  Фрейд  сделал  анатомию

сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил  он

этот факт на  основе  лишь  "отрицательного"  понятия  -  неосознаваемой

психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания

 


  Copyright MyCorp © 2025