ГлавнаяРегистрацияВход Ё-бург style
Суббота, 11.01.2025, 09.51.05
Форма входа
Меню сайта

Сервисы он-лайн
Бесплатная отправка SMS
    
  

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

    Сексуальное влечение,  или,   как    называет  его  Фрейд,  либидо,

присуще ребенку с самого начала его жизни, оно рождается  вместе  с  его

телом и ведет непрерывную, только иногда  ослабевающую,  но  никогда  не

угасающую вовсе жизнь в организме и психике.

    Содержание бессознательного можно выразить в следующей резюмирующей

формуле: в мир бессознательного  входит  все  то,  что  мог  бы  сделать

организм, если бы он был предоставлен чистому принципу наслаждения, если

бы он не был связан принципом реальности и культурой. Сюда входит  все,

что он откровенно желал и ярко представлял себе  в  ранний  инфантильный

период жизни, когда давление реальности и  культуры  было  еще  слабо  и

когда  человек  был  более  свободен  в  проявлении  своего   исконного,

органического  самодовления.

 

      В  третьем  периоде  теория  влечений   подверглась   существенным

изменениям. Вместо прежнего деления влечений на сексуальные  и  влечения

«я» появилось новое деление:  1)  сексуальное  влечение,  или  эрос;  2)

влечение к смерти. Вторая группа – инстинкты Смерти    лежит  в  основе

всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда

существует мнение, что  Фрейд  создал  теорию  об  этих  инстинктах  под

влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся

в то  время  на  фронте.  Вероятно,  поэтому  это  наиболее  и  наименее

рассматриваемый в современной психологии вопрос.

     Влечение «я» и, прежде  всего,  инстинкт  самосохранения  отошли  к

сексуальным  влечениям,  понятия  которых,  таким  образом,  чрезвычайно

расширилось,   охватив   оба   члена   прежнего   деления.   К инстинкту

самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание,

движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой

организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но  в  связи  с

развитием  разума  человека  (Я)  эти  факторы  как  жизненнонеобходимые

утратили свое былое значение.  Это  произошло  потому,  что  у  человека

появились приспособления для добывания пищи, он стал  использовать  пищу

не только для  того,  чтобы  утолить  голод,  но  и  для  удовлетворения

свойственной  только   человеку   алчности.   Со временем   пища   стала

доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он  стал  тратить  все

меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища  и  другие

приспособления и по максимуму  обезопасил  себе  жизнь.  Таким  образом,

инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел

инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.

    Под  эросом  Фрейд  понимает  влечение  к  органической  жизни,   к

сохранению и развитию ее во что бы то ни стало – в форме ли  продолжения

рода или сохранения индивида. Задачей влечения к смерти является возврат

всех живых организмов в безжизненное состояние  неорганической,  мертвой

материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса.

    Второй особенностью третьего периода  является  расширение  состава

бессознательного, обогащение  его  качественно  новыми  и  своеобразными

моментами.

    Для  второго  периода  было   характерно   динамическое   понимание

бессознательного  как  вытесненного.  Вытесненное,  состоявшее,  главным

образом из сексуальных влечений, враждебно сознательному  «Я».  В  своей

книге  «Я  и  Оно»  Фрейд  предлагает   всю  эту  область  психики,   не

совпадающую  с  «Я»,  называть  «Оно». "Оно"   -   глубинный   слой

бессознательных  влечений,  психическая  "самость",  основа  деятельного

индивида,  которая  руководствуется  только   "принципом   удовольствия"

безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей.

    «Оно» - это та внутренняя  темная  стихия  вожделений  и  влечений,

которую иногда так остро ощущает  человек  и  которая  противостоит  его

разумным доводам и доброй воле.

    "Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между  "Оно"  и  внешним

миром, в том числе природными и  социальными  институтами,  соизмеряющий

деятельность  "Оно"  с  "принципом  реальности",   целесообразностью   и

внешнеполагаемой необходимостью. «Оно» – это страсти, «Я» – это разум  и

рассудительность. В «Оно» нераздельно властвует принцип наслаждения; «Я»

– носитель принципа реальности. Наконец, «Оно» – бессознательно.

    До сих пор, говоря о бессознательном,  Фрейд  имел  дело  только  с

«Оно»: ведь вытесненные влечения принадлежали именно  ему.  Поэтому  все

бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же

высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд  неверен.

Бессознательное не только «Оно». И в «Я», и притом в его  высшей  сфере,

есть облась бессознательного. Бессознателен  исходящий  из  «Я»  процесс

вытеснения,  бессознательна  совершающаяся  в   интересах   «Я»   работа

вытеснения. Таким образом, значительная  область  «Я»  также  оказывается

бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в

последний период. Она оказывается гораздо шире, глубже  и  существеннее,

чем  казалась вначале.

    Высшую бессознательную  область  в  «Я»  Фрейд  называет  «Идеал 

Я». "Идеал - Я" (Super - Ego) -  внутриличностная  совесть,  своего

рода цензура, критическая инстанция,  которая  возникает  как  посредник

между  "Оно"  и  "Я"  в  силу  неразрешимости  конфликта   между   ними,

неспособности  "Я"  обуздать  бессознательные  порывы  и  подчинить   их

требованиям "принципа реальности".

    «Идеал – Я»  -  это  прежде  всего  тот  цензор,  веления  которого

выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других,

очень важных явлений  личной  и  культурной  жизни.  Оно  проявляется  в

безотчетном чувстве вины, которая тяготеет над  душою  некоторых  людей.

Сознание не признает этой вины, борется с чувством  виновности,  но   не

может его преодолеть. Далее, к проявлениям «Идеал    Я»  относится  так

называемое «внезапное пробуждение совести», случаи проявления  человеком

необычайной к себе самому строгости, презрения к себе, меланхолии и  пр.

Во всех этих явлениях  сознательное  «Я»  принуждено  подчиняться  силе,

действующей из глубины бессознательного, но в то же время моральной.

     Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики,  Фрейд

исходит из того, что  глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует

по произвольно выбранной программе получения  наибольшего  удовольствия.

Но поскольку в удовлетворении  своих  страстей  индивид  сталкивается  с

внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем  выделяется  "Я",

стремящееся обуздать бессознательные влечения и  направить  их  в  русло

социально одобренного поведения. "Оно"  исподволь,  но  властно  диктует

свои условия "Я".
 

  Copyright MyCorp © 2025