Сексуальное влечение, или, как называет его Фрейд, либидо,
присуще ребенку с самого начала его жизни, оно рождается вместе с его
телом и ведет непрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда не
угасающую вовсе жизнь в организме и психике.
Содержание бессознательного можно выразить в следующей резюмирующей
формуле: в мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать
организм, если бы он был предоставлен чистому принципу наслаждения, если
бы он не был связан принципом реальности и культурой. Сюда входит все,
что он откровенно желал и ярко представлял себе в ранний инфантильный
период жизни, когда давление реальности и культуры было еще слабо и
когда человек был более свободен в проявлении своего исконного,
органического самодовления.
В третьем периоде теория влечений подверглась существенным
изменениям. Вместо прежнего деления влечений на сексуальные и влечения
«я» появилось новое деление: 1) сексуальное влечение, или эрос; 2)
влечение к смерти. Вторая группа – инстинкты Смерти – лежит в основе
всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда
существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под
влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся
в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее и наименее
рассматриваемый в современной психологии вопрос.
Влечение «я» и, прежде всего, инстинкт самосохранения отошли к
сексуальным влечениям, понятия которых, таким образом, чрезвычайно
расширилось, охватив оба члена прежнего деления. К инстинкту
самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание,
движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой
организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с
развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходимые
утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека
появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу
не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения
свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала
доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все
меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие
приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом,
инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел
инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.
Под эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к
сохранению и развитию ее во что бы то ни стало – в форме ли продолжения
рода или сохранения индивида. Задачей влечения к смерти является возврат
всех живых организмов в безжизненное состояние неорганической, мертвой
материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса.
Второй особенностью третьего периода является расширение состава
бессознательного, обогащение его качественно новыми и своеобразными
моментами.
Для второго периода было характерно динамическое понимание
бессознательного как вытесненного. Вытесненное, состоявшее, главным
образом из сексуальных влечений, враждебно сознательному «Я». В своей
книге «Я и Оно» Фрейд предлагает всю эту область психики, не
совпадающую с «Я», называть «Оно». "Оно" - глубинный слой
бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного
индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия"
безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей.
«Оно» - это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений,
которую иногда так остро ощущает человек и которая противостоит его
разумным доводам и доброй воле.
"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним
миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий
деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и
внешнеполагаемой необходимостью. «Оно» – это страсти, «Я» – это разум и
рассудительность. В «Оно» нераздельно властвует принцип наслаждения; «Я»
– носитель принципа реальности. Наконец, «Оно» – бессознательно.
До сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с
«Оно»: ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все
бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же
высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен.
Бессознательное не только «Оно». И в «Я», и притом в его высшей сфере,
есть облась бессознательного. Бессознателен исходящий из «Я» процесс
вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах «Я» работа
вытеснения. Таким образом, значительная область «Я» также оказывается
бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в
последний период. Она оказывается гораздо шире, глубже и существеннее,
чем казалась вначале.
Высшую бессознательную область в «Я» Фрейд называет «Идеал –
Я». "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего
рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник
между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними,
неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их
требованиям "принципа реальности".
«Идеал – Я» - это прежде всего тот цензор, веления которого
выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других,
очень важных явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в
безотчетном чувстве вины, которая тяготеет над душою некоторых людей.
Сознание не признает этой вины, борется с чувством виновности, но не
может его преодолеть. Далее, к проявлениям «Идеал – Я» относится так
называемое «внезапное пробуждение совести», случаи проявления человеком
необычайной к себе самому строгости, презрения к себе, меланхолии и пр.
Во всех этих явлениях сознательное «Я» принуждено подчиняться силе,
действующей из глубины бессознательного, но в то же время моральной.
Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд
исходит из того, что глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует
по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия.
Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с
внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я",
стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло
социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует